Малыши с 9 месяцев до 3 лет на занятиях нашего Центра находятся вместе с мамами, которые оберегают своих детей, контролируют их поведение, поэтому вероятность возникновения конфликтов между детьми очень мала. Но изредка они все же случаются.
Конфликт может возникнуть из–за любимой игрушки, которую малыш принес с собой на занятие, а ее отобрал другой; из–за места за столиком или на коврике, когда два малыша хотят сидеть рядом, например, с педагогом; из – за вспышки агрессии со стороны одного из малышей (стукнул, толкнул, отобрал, укусил…). Разрешать конфликтные ситуации необходимо! Нельзя оставить без внимания ни одну агрессивную выходку ребенка.
Только и мамам, и педагогу делать это нужно осторожно, помня, что детская душа очень ранима. Психологи рекомендуют обязательно взять малыша за руку, приобнять за плечи, говорить спокойным голосом не только с обиженным («жертвой»), но и с обидчиком («агрессором»). Мамы должны понимать, что перед ними ребенок, еще не способный управлять своими эмоциями, поэтому должны соблюдать спокойствие, ни в коем случае не повышать голос на своего и, тем более, чужого малыша.
Как прекратить нежелательное поведение? Как действовать в конфликтных ситуациях?
Попробуем дать несколько универсальных советов, поделиться собственным опытом.
- Если малыши не поделили игрушку, попробуйте их отвлечь! Переключите внимание малыша. Совсем маленьких бывает легко отвлечь другой игрушкой, звуком, действием. Возьмитесь за какое – нибудь дело увлеченно.
- Идеальный компромисс в процессе обучения навыкам щедрости – обмен. Можно обменяться игрушками, только обмен должен быть равноценным.
- Важно похвалить и поощрить ребенка, если он с кем– то поделился, кого –то пожалел. Мы используем беспроигрышный прием – рассказываем кому – то в присутствии малыша, какой он щедрый или добрый, как здорово он умеет, например, делиться.
- Обязательно спрашиваем у малыша разрешения, когда хотим взять его вещь, и приучаем его самого к тому же.
- Часто мы привлекаем внимание всех малышей в группе, развивая у них чувство эмпатии. Например, вместе пожалеем плачущего ребенка, погладим по голове, возьмем за ручку.
- При непослушании или агрессивном поведении ребенка психологи рекомендуют: Смените обстановку! Не повышая голоса, возьмите ребенка за руку и отведите в другую комнату. Смена декораций сменит и поведение.
- Придумайте сказку, в которой малышу достанется роль доброго победителя, защитника.
- Приводите в пример, но не ставьте в пример никого! Мы избегаем конкретных примеров: «Посмотри на Пашу, какой он добрый, а ты злой!» Такая фраза вызывает обратный эффект.
- Не наказывайте на глазах у других детей и взрослых. Физическое наказание – это унижение для ребенка. Оно приводит к увеличению агрессии.
- Помните, что категорическое требование «сейчас же перестань!» трудно выполнимо для ребенка и может вызвать слезы, отказ. Требование будет гораздо эффективнее, если его выразить как предупреждение, терпеливо подождать, пока ребенок выполнит просьбу, если понадобится, спокойно повторить еще раз.
- Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную – его поступкам. Например: «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступил неправильно; надо вести себя так…».