Малыши с 9 месяцев до 3 лет на занятиях нашего Центра находятся вместе с мамами, которые оберегают своих детей, контролируют их поведение, поэтому вероятность возникновения конфликтов между детьми очень мала. Но изредка они все же случаются.

Детские конфликты

Конфликт может возникнуть из–за любимой игрушки, которую малыш принес с собой на занятие, а ее отобрал другой; из–за места за столиком или на коврике, когда два малыша  хотят сидеть рядом, например, с педагогом; из – за вспышки агрессии со стороны одного из малышей (стукнул, толкнул, отобрал, укусил…). Разрешать конфликтные ситуации необходимо! Нельзя оставить без внимания ни одну агрессивную выходку ребенка. 

Только и мамам, и педагогу делать это нужно осторожно, помня, что детская душа очень ранима. Психологи рекомендуют обязательно взять малыша за руку, приобнять за плечи, говорить спокойным голосом не только с обиженным («жертвой»), но и с обидчиком («агрессором»). Мамы должны понимать, что перед ними ребенок, еще не способный управлять своими эмоциями, поэтому должны соблюдать спокойствие, ни в коем случае не повышать голос на своего  и, тем более,  чужого малыша.

Как прекратить нежелательное поведение? Как действовать в конфликтных ситуациях? Попробуем дать несколько универсальных советов, поделиться собственным опытом.

  • Если малыши  не поделили игрушку, попробуйте их отвлечь! Переключите внимание малыша. Совсем маленьких бывает легко отвлечь другой игрушкой, звуком, действием. Возьмитесь за какое – нибудь  дело увлеченно.
  • Идеальный компромисс  в  процессе обучения навыкам щедрости – обмен. Можно обменяться  игрушками, только обмен должен быть равноценным.
  • Важно похвалить и поощрить ребенка, если он с кем– то поделился, кого –то пожалел. Мы используем беспроигрышный прием – рассказываем  кому – то в присутствии малыша, какой он щедрый или добрый, как здорово он умеет, например, делиться.
  • Обязательно спрашиваем  у малыша разрешения, когда хотим взять его вещь, и приучаем  его самого к тому же.
  • Часто мы привлекаем внимание  всех малышей в группе, развивая у них чувство эмпатии. Например, вместе пожалеем плачущего ребенка, погладим по голове, возьмем за ручку.
  • При непослушании или агрессивном поведении ребенка психологи рекомендуют: Смените обстановку! Не повышая голоса, возьмите ребенка за руку и отведите в другую комнату. Смена декораций сменит и поведение.
  • Придумайте сказку, в которой малышу достанется роль доброго победителя, защитника.
  • Приводите в пример, но не ставьте в пример никого! Мы избегаем конкретных примеров: «Посмотри на Пашу, какой он добрый, а ты злой!» Такая фраза вызывает обратный эффект.
  • Не наказывайте на глазах у других детей и взрослых. Физическое наказание – это унижение для ребенка. Оно приводит к увеличению агрессии.
  • Помните, что категорическое требование «сейчас же перестань!» трудно выполнимо для ребенка и может вызвать слезы, отказ. Требование будет гораздо эффективнее, если его выразить как предупреждение, терпеливо подождать, пока ребенок выполнит просьбу, если понадобится, спокойно повторить еще раз.
  • Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную – его поступкам. Например: «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступил неправильно; надо вести себя так…».

Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития не только малышей, но и их родителей. Мы, взрослые, должны учить  ребенка  вступать в контакт со сверстниками, должны предупреждать конфликтные ситуации!!! Чем больше мы будем разговаривать с малышом, разъяснять, показывать, тем быстрее он научится анализировать свои эмоции и поведение, научится понимать чужие переживания и поступки. Учите своих малышей общаться с другими ребятами, это стимулирует проявление индивидуальных способностей, формирует адекватное представление о себе, положительный образ собственного «я».

accurateTrackBounce:true });